«Но как мне оставаться спокойным, когда меня оскорбляют?» Можно согласиться с тем, что спокойствие перед лицом видимых проявлений враждебности дается нелегко. Но это – достойная цель, к которой стоит стремиться.
Для нашей же пользы стоит отбросить стереотип, что на оскорбления нужно «отвечать» – если под «ответом» имеются в виду ответные оскорбления и эскалация конфликта. Учитесь не реагировать немедленно. Сделайте паузу. Подумайте. Оцените поведение человека, а не только его слова. Проанализируйте возможные реакции на его поведение с учетом ваших долговременных интересов. И только потом – действуйте. Так вы продемонстрируете подлинную силу.
Даже с оскорбившим вас человеком можно иметь дело, если у вас есть влияние в сфере его интересов.
Найдите посредника
Разрешение конфликта – наша ответственность, но это не значит, что мы должны делать все в одиночку. Группа поддержки способна усилить нашу позицию во время переговоров. Если переговоры заходят в тупик, полезно дать понять противоположной стороне, что другие люди стоят на нашей стороне, разделяют нашу позицию и готовы помочь в защите наших интересов.
Для разрешения некоторых конфликтов, где ставки высоки, также полезно привлекать посредника – уважаемого человека с хорошей репутацией. Опыт и знания позволяют посреднику предлагать решения, которые не видит каждая из сторон конфликта в отдельности. Не имея личной вовлеченности в конфликт, посредник может взглянуть на ситуацию трезво и объективно.